Платить или не платить?

Безмалый В.Ф.

MVP Consumer Security

Microsoft Security Trusted Advisor

Ежегодно, когда приходит пора обновить лицензию антивируса, перед миллионами пользователей встает один и тот же вопрос. Платить или не платить за лицензию? Вопрос не в том, найти ли ворованный ключ. Вопрос принципиальный. Бесплатный или платный антивирус использовать? Вот в чем вопрос.

В данной статье мы с вами постараемся найти на него ответ, вернее я приведу аргументы в пользу моей точки зрения, а вы решите, прав я или нет.

Из всего многообразия платных продуктов по защите вашего ПК от вредоносного ПО я буду опираться на антивирус от Лаборатории Касперского, как наиболее распространенный платный антивирусный продукт в Рунете.

В России, по данным IDC, «Лаборатория Касперского» имеет наибольшую среди всех вендоров долю на рынке решений для защиты конечных устройств в пользовательском и корпоративном сегментах. По итогам 2013 года продукты компании занимали 55,5% доли рынка.

Поговорим о защищенности

С моей точки зрения бесплатный продукт не может обеспечить вам тот же уровень защищенности что и платный, ведь современный антивирус это весьма сложное ПО над которым работают, причем ежедневно десятки и сотни программистов и вирусных аналитиков. Вы думаете они могут все свое время работать из любви к искусству? То есть бесплатно? Я сильно сомневаюсь. Соответственно, в таком случае будет вынужденно падать качество бесплатного продукта. И это легко доказать, глядя на лидера рынка бесплатных антивирусов – Microsoft. Антивирус от Microsoft –Windows Defender уже несколько лет занимает последнее место в тестах или просто не участвует в них совсем. И хотя программисты MS работают явно не из любви к искусству, у компании достаточно других сервисов, которые приносят деньги, чтобы содержать и предлагать пользователям бесплатный антивирус. Проблема MS скорее в том, что они не эксперты в области информационной безопасности. Не хватает экспертизы и ресурсов, которые есть у компаний, целенаправленно занимающихся ИБ.

Посмотрим результаты бесплатных продуктов в тестах от AV-Test (Real-World Testing) Таблица 1

Антивирус

20132014

Ноябрь

Декабрь

Март

Апрель

Avast! Free Antivirus

95%

89%

96%

94%

AVG Anti-Virus Free Edition

98%

96%

94%

96

Microsoft Windows Defender

64%

76%

67%

68%

Kaspersky Internet Security

100%

100%

100%

100%

Таблица 2 Результаты теста AV Comparatives (Real-World Testing)


Avast! Free Antivirus

AVG Internet Security

Kaspersky Internet Security

мар.14

97,4%

93,4%

99,8%

апр.14

96,6%

95,3%

99,0%

май.14

96,5%

98,2%

99,9%

июн.14

97,2%

98,0%

99,5%

июл.14

97,0%

96,8%

99,5%

авг.14

96,1%

98,7%

99,4%

сен.14

95,8%

96,5%

99,3%

Таблица 3 Результаты теста Dennis Technology Labs (Апрель — Июнь 2014)

ПродуктОбнаруженоПод вопросомПропущено
Kaspersky Internet Security9910
Avast! Free Antivirus82117
AVG Anti-Virus Free 2014255124
Microsoft Security Essentials272944

Рисунок 1 Результаты теста Dennis Technology Labs (Апрель — Июнь 2014)

Стоит учесть, что антивирусный движок и базы у Microsoft Security Essentials и Microsoft Windows Defender одинаковы.

Вместе с тем все мы понимаем, что пользователей в основном интересует как использование антивируса скажется на производительности ПК.

Производительность

Еще один важный аргумент в пользу выбора того или иного антивируса – это производительность.

И снова обратимся к тестам AV Test

Таблица 4 Производительность (6 баллов максимум)

Антивирус

2013

2014

Avast! Free Antivirus

5,5

5

AVG Anti-Virus Free Edition

5,5

5

Microsoft Windows Defender

5

5

Kaspersky Internet Security

6

6

Защита от неизвестных вирусов

Сегодня производство и применение вредоносного ПО стало криминальной индустрией. Количество появляющихся вредоносов исчисляется уже сотнями тысяч в день. Поэтому весьма важно чтобы ваша защита умела справляться с вредоносами, которые ей не знакомы. Как это? В данном случае на помощь приходит комбинация методов, в основе которых лежит проактивная защита. Несмотря на то что рецепт ее описать просто (если приложение ведет себя как вирус, то скорее всего это вирус), качественную проактивную защиту создать весьма и весьма сложно. Это очень хорошо иллюстрирует тест Proactive Security Challenge (http://www.avtest.org/en/testprocedures/testmodules/performance/
) лаборатории Matousec. Эксперты компании специально пишут приложения, которые не выполняют вредоносной функции, но пытаются сделать что-то «подозрительное» в обход антивируса. Дойти до последнего уровня сложности под силу лишь нескольким продуктам. Все продукты, преимущественно распространяемые бесплатно, провалились уже на 1-м или 2-м уровне тестирования, в то время как Kaspersky Internet Security для всех устройств успешно дошел до 11-го, высшего уровня сложности. Если перевести эти цифры в одно простое предложение, то оно будет таким — бесплатные антивирусы плохо справляются с новыми неизвестными угрозами. А их, напомним, появляется больше 300 тысяч в день.

Основной аргумент в пользу бесплатных антивирусов это, естественно, их бесплатность.

Но действительно ли они бесплатны?

Не совсем видимо так. Основное сегодня в работе любого антивируса – это его команда разработчиков, вирусных аналитиков. Это высококлассные специалисты, одним из основных аргументов в удержании которых является высокая оплата труда. Ну кто в наше время сможет, а главное, захочет работать бесплатно? Вы получаете оплату за свой труд? Я — тоже. Согласитесь работать бесплатно? Я — нет. А почему тогда вы думаете, что программисты, авторы бесплатного антивируса работают за идею? Учтите, что если вы не платите за продукт или услугу, то вы не клиент, а товар!

Справедливости ради стоит заметить, что те компании, которые предлагают бесплатное ПО для домашних пользователей, так же предлагают платные корпоративные продукты, на которых собственно и зарабатывают. А бесплатные версии – это и PR, и бесплатные тестировщики по всему миру.

Итак, давайте подумаем, а где ж вы платите?

Вариантов собственно не так много:

  1. Оплата путем применения сторонних сервисов, в частности рекламы
  2. Вы используетесь как бета-тестер для тестирования новых технологий, которые потом будут использоваться в платной версии

Реклама в бесплатных антивирусах

На сегодня все крупные фирмы-создатели бесплатного антивирусного ПО активно рекламируют пользователям те или иные продукты или услуги, а главное – предоставляют так называемые «личные данные» (не персональные, это другое понятие) продавцам рекламы. На самом деле все крупные производители антивирусов по умолчанию проводят инсталляцию либо панели инструментов для браузера, либо собственной поисковой страницы, либо чего-то аналогичного.

При этом, согласно рекламе, панель инструментов проводит безопасный поиск, то есть проверяет ссылки в поисковой выдаче, предотвращая переход по вредоносным. Но о чем молчит реклама антивируса? О том, что все предпочтения и перемещения пользователя протоколируются и ему показывают спонсируемую рекламу или спонсируемые результаты поиска. Более того, для того чтобы пользователь видел рекламу чаще, может быть принудительно изменена домашняя страница браузера.

Безусловно, вы можете отказаться от всего этого на этапе установки, для этого достаточно найти кнопку «Отключить установку панели инструментов». Но ведь чаще всего пользователи устанавливают антивирус со стандартными настройками.

Удалить же рекламное дополнение к браузеру совсем не просто. Чаще всего антивирус активно защищает панель от деинсталляции.

Как минимум вас будут пугать тем, что вы больше не защищены и сейчас начнется все самое ужасное. Как максимум вы увидите диагностическое сообщение о том, что вредоносная программа попыталась изменить настройки системы и была заблокирована.

Вместе с тем стоит признать, что бесплатный сыр весьма привлекателен для пользователей.

Безусловно, можно сравнивать функциональность платных и бесплатных продуктов. Но на мой взгляд стоит помнить и о том, что большинство бесплатных антивирусных продуктов обновляется раз в сутки. Много это или мало? Если в сутки появляется, как мы уже писали, порядка 300 000 новых зловредов, то считайте сами. И даже если все они будут обнаруживаться вашим бесплатным антивирусом, то у зловреда будет минимум сутки на работу. И обнаруживаться в это время он не будет. Весело, не правда ли?

Кроме того, следует отметить, что на сегодня бесплатные антивирусы это собственно только антивирусы, которые сегодня как класс уже мало полезны, на рынок выходят продукты класса Internet Security. То есть это что-то вроде рекламного хода – вот вам бесплатный пробник, хотите, что бы было по-настоящему безопасно – платите.

Ну и последнее, но совсем не маловажное. Что делать человеку в случае если защита не сработала? Куда бежать? В случае платного антивируса есть техническая поддержка, а в случае бесплатного – он предоставлен сам себе. Выбор, естественно, за вами, дорогие читатели. Но я свой выбор сделал. Скупой платит дважды.

Pin It

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.